Технологическое присоединение потребителей
Технологическое присоединение как комплексная услуга включает в себя фактическое присоединение к сетям сетевых организаций:
- энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии,
- объектов по производству электрической энергии, а также
- объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.
Услуга по технологическому присоединению оказывается заявителям в случае:
- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, присоединенная мощность которых увеличивается;
- присоединения ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также
- в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Управление развитием технологического присоединения потребителей как одной из ключевых услуг Холдинга предусматривает достижение следующих целей:
- совершенствование нормативно-правовой базы для упрощения процедуры технологического присоединения;
- формирование обоснованных тарифов;
- увеличение спроса на мощность и объем присоединенной мощности;
- содействие разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ;
- увеличение уровня информированности потребителей об условиях и порядке технологического присоединения.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИСОЕДИНЕНИЮ
Общество проводит работу по координации деятельности по технологическому присоединению ДЗО, а также участвует в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы, являющейся основой этого процесса.
Основополагающими документами, регулирующими деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевых организаций, являются:
- Федеральный закон от 26.03.2003 №
35-ФЗ «Об электроэнергетике»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии».
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы технологического присоединения (в том числе и льготных категорий заявителей), реализуется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 №
«Дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (далее — Дорожная карта) разработана АНО «Агентство стратегических инициатив» при участии экспертов, в число которых входят представители Общества. Представители Компании в качестве экспертов принимали самое активное участие в разработке предложений, которые легли в основу Дорожной карты. Инициатива призвана облегчить условия подключения заявителей к энергетической инфраструктуре в России. Предлагается сделать процедуру подключения к электросетевым объектам более простой, быстрой, прозрачной и менее затратной.
Реализация инициативы позволит добиться улучшения инвестиционного климата в России и, как следствие, повышения притока капитала в страну и роста уровня жизни.
В качестве контрольных показателей успешной реализации инициативы выбран рейтинг Doing business («Ведение бизнеса»), ежегодно публикуемый Всемирным банком.
Реализация Дорожной карты позволит существенно уменьшить количество этапов присоединения (с 10 до 5), сократить время на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети (с 281 до 40 дней), а также снизить затраты на получение доступа к энергосети (с 1852 до 25 процентов от внутреннего валового продукта на душу населения) к 2018 году.
ТАБЛИЦА 8. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В РЕЙТИНГЕ DOING BUSINESS «ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА» ПО ПОДКЛЮЧЕНИЮ К ЭНЕРГОСЕТЯМ
Наименование контрольного показателя | Ед. изм. | 2012 год | 2015 год | 2018 год |
---|---|---|---|---|
Позиция в рейтинге Doing Business по показателю подключения к энергосетям: | — | 183 | 60 | 20 |
количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети | штук | 10 | 6 | 5 |
срок подключения к энергосети | дней | 281 | 45 | 40 |
стоимость подключения к энергосети (проценты от внутреннего валового продукта на душу населения) | процентов | 1 852 | 938 | 25 |
Целевым ориентиром в соответствии с данным рейтингом выбрано включение России в 20 лучших стран.
Нормативно-правовые акты, принятые в 2012 году, для реализации плана мероприятий «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»:
- уведомительный порядок оповещения сбытовых компаний о надлежащем технологическом присоединении (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 445);
- предоставление рассрочки платежа на 3 года для потребителей электрической энергии (мощности) от 15 до 150 кВт включительно по договорам технологического присоединения (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2012 № 1015);
- утверждение формы типового договора на технологическое присоединение к сети путем перераспределения мощности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1209);
- введение уведомительного порядка допуска в эксплуатацию объектов потребителя мощностью до 670 кВт и с уровнем напряжения до 10 кВ включительно (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1354);
- совершенствование стандартов качества обслуживания клиентов в части мероприятий по технологическому присоединению (Приказ Минэнерго России от 28.09.212 № 465 «О внесении изменений в Методические указания по расчету уровня», зарегистрирован в Минюсте России (14.12.2012 № 26139)).
ТАРИФЫ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 № 209-э/1.
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 №
Вступление в действие изменений абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 №
Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, устанавливается в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров — в сельской местности.
Для заявителей с максимальной мощностью от 15 до 150 кВт предусмотрена возможность оформления беспроцентной рассрочки в размере 95% от размера платы за технологическое присоединение на срок до 3 лет.
При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии к электросетевым объектам на уровне напряжения не ниже 35 кВ и (или) максимальной мощности не менее 8 900 кВт расчет платы за технологическое присоединение производится индивидуально для каждого технологического присоединения.
Заявители с максимальной мощностью от 0 до 150 кВт занимают значительную долю (более 95%) в общем количестве поданных заявок на технологическое присоединение. Причем доля по мощности составляет порядка 20% от общего объема заявленной мощности.
ДИАГРАММА 4. СРЕДНИЙ РАЗМЕР СТАВКИ ПЛАТЫ ПО ХОЛДИНГУ, РУБ. ЗА КВТ
Скачать в XLSВ 2012 году по группе заявителей от 0 до 150 кВт поступило 395 632 заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям суммарной мощностью 5 117 МВт, заключено 323 946 договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств суммарной мощностью 3 994 МВт. Фактически подписано 205 417 актов технологического присоединения энергопринимающих устройств суммарной мощностью 2 273 МВт.
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИСОЕДИНЕНИЮ
В 2012 году по Группе компаний поступило 414 849 заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям суммарной мощностью 27 457 МВт, заключено 333 675 договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств суммарной мощностью 11 875 МВт. Фактически подписано 210 237 актов технологического присоединения энергопринимающих устройств суммарной мощностью 6 098 МВт.
По сравнению с 2011 годом количество заявок по Группе компаний увеличилось на 25% (с 331 570 до 414849); при этом суммарная мощность подключаемых устройств выросла на 29% (с 21 274 МВт до 27 457 МВт). Количество договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств выросло на 22% (с 272 587 до 333 675) при росте суммарной мощности на 36% (с 8 737 МВт до 11 875 МВт). Число фактически подписанных актов выросло на 25% (с 168 499 до 210 237) при росте суммарной мощности на 33% (4 576 МВт до 6 098 МВт).
За 12 месяцев 2012 года в ДЗО Компании поступило 72 заявки на технологическое присоединение суммарной мощностью 4 355 МВт, заключен 31 договор об осуществлении технологического присоединения суммарной мощностью 1 755 МВт, фактически подписано 24 акта технологического присоединения объектов по производству электрической энергии суммарной мощностью 1 313 МВт.
ТАБЛИЦА 9. ДИНАМИКА СПРОСА НА МОЩНОСТЬ И ОБЪЕМА ПРИСОЕДИНЕННОЙ МОЩНОСТИ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ЗА 2010–2012 ГОДЫ ПО ХОЛДИНГУ
№ | Год |
Количество поданных заявок
|
Количество заключенных
|
Количество присоединений
| |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шт. | Изм., % | МВт | Изм., % | Шт. | Изм., % | МВт | Изм., % | Шт. | Изм., % | МВт | Изм., % | ||
1. | 2010 | 278 429 | 39 | 20 144 | 23 | 227 802 | 43 | 7 624 | 32 | 134 471 | 25 | 4 199 | 29 |
2. | 2011 | 331 570 | 19 | 21 274 | 6 | 272 587 | 20 | 8 737 | 15 | 168 499 | 25 | 4 576 | 9 |
3. | 2012 | 414 849 | 25 | 27 457 | 29 | 333 675 | 22 | 11 875 | 36 | 210 237 | 25 | 6 098 | 33 |
В 2012 году ДЗО Компании завершили мероприятия по осуществлению технологического присоединения нескольких крупных объектов по производству электрической энергии, строительство которых осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2010 №
- ОАО «МРСК Волги» — технологическое присоединение ПГУ-225 МВт Сызранская ТЭЦ, ОАО «Волжская ТГК»;
- ОАО «МРСК Северо-Запада» — технологическое присоединение ПГУ-110 МВт Вологодская ТЭЦ, ОАО «ТГК-2»;
- ОАО «Кубаньэнерго» — технологическое присоединение ПГУ-180 Адлерская ТЭС, ОАО «ОГК-2».
ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» в целях обеспечения возможности технологического присоединения заявителей в среднесрочном и долгосрочном периоде Компания проводит работу по перспективному развитию распределительного электросетевого комплекса, принимая участие в разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, которые утверждаются ежегодно до 1 мая.
В 2012 году из 69 субъектов Российской Федерации схемы и программы развития электроэнергетики разработаны и утверждены в 57 субъектах Российской Федерации.
УВЕЛИЧЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ
На официальном сайте Общества в разделе «Клиентам» функционирует раздел, посвященный деятельности по технологическому присоединению. Информация, представленная в разделе, содержит:
- перечень документов, которыми регулируется деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевых организаций;
- типовые формы договоров об осуществлении технологического присоединения, утвержденные Правительством Российской Федерации;
- перечень ссылок на страницы сайтов ДЗО Общества, на которых размещается информация о действующих ставках платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
На Едином портале по технологическому присоединению:
- выполнена визуализация загрузки центров питания ДЗО, а также ОАО «ФСК ЕЭС» на территории Российской Федерации;
- представлены контактные данные ОАО «ФСК ЕЭС» и ДЗО Головной компании для обращения заявителей по вопросам технологического присоединения;
- представлена справочная информация о процедуре технологического присоединения;
- представлены ссылки на инвестиционные программы ОАО «ФСК ЕЭС» и ДЗО Общества.
Кроме того, существует возможность перехода с официального сайта Компании на Единый портал по технологическому присоединению — портал-тп.рф.