вверх

Годовой отчет 2012

Социальный отчет 2012

Стратегические принципы развития

Миссия Компании — обеспечение надежного и эффективного снабжения электрической энергией растущих потребностей экономики и социального сектора Российской Федерации при приемлемой для потребителей плате за предоставляемые услуги. Для выполнения этой миссии Общество реализует комплексную программу действий в соответствии со Стратегией развития Общества до 2015года и на перспективу до 2020 года. Данная программа включает в себя три следующих направления.

1Повышение уровня качества и надежности электроснабжения конечных потребителей

Повышение уровня надежности электроснабжения конечных потребителей и качества услуг ДЗО Общества отнесено к приоритетным задачам Стратегии. Для этого предусмотрены следующие мероприятия:

  • создание системы достоверного измерения качества и надежности электроснабжения на основе международных стандартов и ее использование при формировании инвестиционных и ремонтных программ. Для достоверного измерения качества и надежности электроснабжения необходимо внедрение технических средств измерений и поддерживающих IT-систем. Система достоверного измерения включает в себя процедуры выборочного аудита и методы сопоставления результатов измерения с поступающими жалобами от потребителей электроэнергии. Для контроля качества инадежности электроснабжения в соответствии с мировыми стандартами в ДЗО Общества проводятся работы по внедрению системы учета показателей SAIDI и SAIFI, а также по обеспечению их достоверности. Для повышения надежности электроснабжения за счет снижения продолжительности и частоты отключений электроэнергии показатели SAIDI и SAIFI будут включены в критерии формирования инвестиционных и ремонтных программ ДЗО Общества;
  • повышение ответственности за достижение целевых значений по качеству и надежности для технического, финансово-экономического и инвестиционного блоков Компании и всех ДЗО, а также (в рамках системы регулирования) для всех сетевых организаций;
  • внедрение системы оценки удовлетворенности потребителей качеством услуг ДЗО Общества. Для комплексного анализа качества услуг ДЗО с точки зрения потребителя услуг система оценки будет формироваться на основе результатов маркетинговых исследований и анализа поступивших обращений потребителей услуг в ДЗО;
  • организация и развитие в ДЗО центров приема телефонных звонков, инфраструктуры очного обслуживания (сети центров обслуживания потребителей услуг) и интерактивных сервисов обслуживания.

2 Сохранение тарифных источников

Для сохранения тарифных источников инвестиций в обновление и развитие сети программа действий включает в себя:

  • сохранение системы RAB с уточнением ее параметров, а также повышение прозрачности формирования тарифов и инвестиционных программ всех сетевых организаций;
  • формирование позиции государства в части необходимости сокращения количества ТСО путем установления и постепенного повышения минимальных требований к ним с последующей их консолидацией.

3Повышение операционной и инвестиционной эффективности

В рамках данного направления ведется работа по повышению эффективности операционных и инвестиционных затрат через повышение производительности труда, приоритезацию и снижение удельной стоимости выполняемых работ, а также применение более экономичных технических решений и снижение потерь. Мероприятиями по повышению операционной и инвестиционной эффективности являются:

  • снижение затрат на ремонты, эксплуатацию, диспетчеризацию и вспомогательные функции в расчете на одного потребителя благодаря внедрению программы управления активами, более эффективной приоритезации выполняемых работ и повышению производительности труда;
  • внедрение достоверного учета объема и стоимости коммерческих и технических потерь электроэнергии и реализация программ по их снижению;
  • достижение высокой загрузки вводимых мощностей благодаря более качественному планированию спроса, пересмотру критериев закрытия центров питания, введению поэтапного строительства, атакже усилению ответственности различных служб Общества и ДЗО. Повышение ответственности региональных властей и инвесторов за загрузку строящихся для них мощностей, в том числе за счет перехода на двуставочный тариф и принцип «бери или плати» для новых присоединений;
  • повышение результативности инвестиций в существующую сеть благодаря эффективному ранжированию и отбору проектов, а также отслеживанию достигаемых результатов;
  • снижение удельной стоимости строительства за счет внедрения типовых решений и повышения прозрачности удельных затрат;
  • повышение качества реализации проектов в результате внедрения принципов проектного управления;
  • развитие персонала, включая обучение и обмен знаниями, повышение нацеленности на выполнение ключевых показателей эффективности и профессиональный рост, продвижение лучших и отсев более слабых сотрудников.

В целях обеспечения единого подхода к реализации технической политики и принципов управления электросетевым комплексом Российской Федерации, проведения единой инвестиционной, финансово-экономической и кадровой политики в соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 08.05.2012 № 2111п-П13, на основании договора от 10.07.2012 № 1007полномочия Единоличного исполнительного органа ОАО «Холдинг МРСК» были переданы ОАО «ФСК ЕЭС».

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Для дальнейшего развития и координации работы по управлению электросетевым комплексом Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал 22.10.2012 Указ № 1567«Об открытом акционерном обществе «Российские сети». Указом предусмотрено переименование ОАО «Холдинг МРСК» в ОАО «Россети» и внесение в уставный капитал ОАО «Россети» доли государства в ОАО «ФСК ЕЭС» в размере 79,55 %. В соответствии с указом данные мероприятия должны быть завершены до 30.06.2013.

Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации, в течение одного месяца с момента его издания необходимо было подготовить Стратегию развития ОАО «Россети» и в 1-м квартале 2013 года разработать и утвердить Стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Проект Стратегии развития ОАО «Россети» был рассмотрен 20.12.2012 на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р.

Целью структурных преобразований по объединению магистральных и распределительных электрических сетей является: создание единого центра ответственности перед акционерами за скоординированную работу магистральных и распределительных сетей; координация работы по повышению экономической эффективности инвестиционной деятельности; разработка единых стандартов и показателей качества; повышение операционной эффективности магистральных и распределительных сетевых компаний.

ОАО «Россети» станет одной из наиболее значимых инфраструктурных компаний в России, находящихся под контролем государства, а также крупнейшей электросетевой компанией в мире по числу потребителей и протяженности линий электропередачи.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Для достижения стратегических целей Компания считает важным уделять повышенное внимание международному сотрудничеству. В 2012 году Общество продолжило наращивать плодотворное сотрудничество с ведущими иностранными энергетическими компаниями, прежде всего для использования в своей практической работе современных управленческих решений и передовых технологий.

В рамках реализации Стратегии развития ОАО «Холдинг МРСК» до 2015 года и на перспективу до 2020 года получила свое логическое продолжение программа стратегического сотрудничества скомпанией ERDF (Франция). Соглашение о сотрудничестве, в частности, предусматривало передачу в управление зарубежному партнеру дочерней компании ОАО «Холдинг МРСК» — ОАО «ТРК» — сроком до конца 2019 года.

По результатам аудитов определены приоритетные направления приложения усилий и сформирован план первоочередных мероприятий. Так, на основе аудита потерь по уровням напряжения с применением методологии ERDF запущен проект по снижению потерь электроэнергии, который предусматривает, в частности, снижение потерь в 2013 году на 4 %.

С 01.03.2012 в соответствии с подписанными несколькими днями ранее договором о передаче полномочий Единоличного исполнительного органа ОАО «ТРК» компания «ЕРФД Восток» приступила куправлению электросетевыми активами Томской области. Это позволяет на основе практической работы французских энергетиков в России обмениваться передовым опытом эффективного управления распредсетями, надежного и качественного электроснабжения и обслуживания потребителей, а также реализации инвестиционных программ.

В 2012 году иностранным партнером Общества было проведено шесть основных аудитов в разных областях функционирования предприятия с привлечением экспертов из Франции:

  • аудит потерь в сетях;
  • аудит оборудования;
  • аудит организации управления эксплуатационной деятельностью и работой с потребителями;
  • аудит системы управления сетями;
  • общий анализ эксплуатации сетей 110 и 35 кВ;
  • аудит техники безопасности и охраны труда.

На сегодняшний день актуальным представляется также развитие взаимовыгодных контактов между высшими учебными заведениями России и Франции, специализирующимися в подготовке кадров для ведущих предприятий электроэнергетики. 21.06.2012 в рамках XVI Петербургского международного экономического форума Общества, ERDF и Томский политехнический университет подписали Соглашение о сотрудничестве. В ходе работы данного форума руководством Общества был также заключен ряд других значимых соглашений, а именно:

  • Соглашение о реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения между ОАО «Холдинг МРСК» и администрацией Томской области;
  • трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между ОАО «Холдинг МРСК», ООО «Евроконтракт — Высоковольтные аппараты» и China XD-Electric Co., Ltd.

Поскольку одной из стратегических целей Компании является приобщение к новейшим достижениям и разработкам, связанным с проектированием, строительством и эксплуатацией распределительных сетей, интеграцией российского электросетевого комплекса в мировую электросетевую структуру, Обществом проводилась активная работа по вступлению в международную организацию СИРЭД (CIRED). Сферой интересов крупнейшей международной ассоциации, объединяющей электросетевые компании около 40 стран мира, со штаб-квартирой в Брюсселе являются вопросы, связанные с распределением электроэнергии и электроснабжением потребителей, в том числе вопросы экономического характера (снижение издержек, организация и управление энергоснабжением, развитие рынка электроэнергии, планирование).

20.06.2012 в Санкт-Петербурге на Общем собрании Некоммерческого Партнерства «Национальный комитет СИРЭД. Электрические распределительные сети» Общество и все его ДЗО стали полноправными членами российского Комитета СИРЭД.

С целью обмена опытом и технологической информацией между российскими и американскими электросетевыми компаниями 24.05.2011 был подписан Меморандум о взаимопонимании между ОАО"МРСК Центра" (ДЗО Общества), Правительством Белгородской области, Газовой и Электрической Компанией Сан-Диего (SDG&E) и мэрией города Сан-Диего (штат Калифорния, США). В 2012 году врамках продвигаемого Холдингом энергетического побратимства — инновационной модели международного бизнес-сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами — прошел ряд мероприятий с участием энергокомпаний двух стран.

Так, состоявшиеся 8–14 апреля 2012 года переговоры российских и американских электросетевиков в офисе компании SDG&E в Сан-Диего и в Калифорнийском университете были посвящены главным образом развитию пилотной версии проекта Smart Grid, которая может объединить два города единой технологией интеллектуальной микросети, построенной на основе научных достижений России и США в области энергоэффективности и энергосбережения.

Вторым кандидатом на роль энергетического города-побратима в зоне операционной ответственности Компании стал Калининград, где работает ОАО «Янтарьэнерго». Здесь прошел российско-американский семинар, в ходе которого был обсужден широкий круг вопросов, связанных с развитием «интеллектуальных» сетей в системе электроснабжения. В его работе приняли участие представители Университета Карнеги-Меллон (штат Пенсильвания, США), которые презентовали систему Smart Grid Maturity Model — SGMM («Модель зрелости интеллектуальных сетей»), разработанную в этом научном центре. Обсуждены возможности внедрения SGMM в электросетевую инфраструктуру Калининградской области и создания электросетей нового поколения, основанных на современных средствах управления, перспективных системах диагностики и высокоскоростных способах передачи и обработки информации.

Серьезным шагом в развитии международного сотрудничества Холдинга стало взаимодействие с немецкими партнерами, среди которых компания Siemens, немецкое энергетическое агентство DENA ироссийско-немецкое энергетическое агентство RUDEA. Взаимодействие с Siemens осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе, с участием немецкого и российско-немецкого энергетических агентств. Четырехсторонний меморандум открывает перспективы плодотворного сотрудничества с целью повышения эффективности и системной надежности распределительного электросетевого комплекса России. Суть партнерства заключается в том, чтобы добиться существенного сокращения потерь электроэнергии в распределительных электросетях. В частности, планируется найти оптимальные решения по переводу сетей 0,4 кВ на более высокий класс напряжения — в 10 кВ, поскольку объекты 0,4 кВ — наиболее проблемный сегмент распределительного электросетевого комплекса, где наблюдается самый высокий уровень потерь электроэнергии.

Некоторые технологии Siemens впервые были применены именно на объектах Холдинга. Среди них — элегазовый модуль DTC, который установлен на подстанции «Которосль» (г. Ярославль). В 2011году подобное соглашение о сотрудничестве с Siemens подписала и одна из операционных компаний Холдинга — ОАО «МРСК Центра». В рамках его реализации ДЗО осуществило весной 2012 года технологическое присоединение завода по производству трансформаторов ООО «Сименс Трансформаторы» мощностью свыше 6 МВт. Инвестиции «МРСК Центра» составили около 200 млн руб. Приоритетными направлениями соглашения также стали реализация энергоэффективных проектов на территории Воронежской области, развитие научно-технического и производственного потенциала и разработка совместных инновационных проектов в области передачи электроэнергии.

В 2012 году Общество продолжило активное участие в качестве наблюдателя в работе Электроэнергетического Совета СНГ. Одним из результатов этой работы можно считать создание по инициативе Общества рабочей группы по разработке системы взаимодействия электроэнергетических компаний государств — участников СНГ при ликвидации крупных технологических нарушений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сформированы конкретные предложения по разработке Межгосударственной системы предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций техногенного и природного происхождения на энергообъектах государств Содружества. В частности, подготовлены предложения о порядке взаимодействия национальных энергетических компаний, атакже таможенном и правовом оформлении перемещения грузов и оперативного персонала через государственные границы в условиях совместных действий при конкретных авариях или учениях. Достигнуты договоренности об определении принципов подготовки и комплектования аварийных бригад при ликвидации технологических нарушений, контроля их перемещения, организации ииспользования аварийных резервов основного оборудования, запасных частей, а также договоренности о разработке модели оперативного информирования населения в условиях системных энергетических аварий.

Общество, являясь одной из крупнейших электросетевых компаний мира, открыто к международному сотрудничеству и продолжит всемерное развитие взаимодействия с зарубежными партнерами.